ОБЪЕКТИВАЦИЯ

ОБЪЕКТИВАЦИЯ
(от лат. objectum - предмет) - одно из осн. понятий философии Бердяева, представляющее собой экзистенциальный вариант трактовки проблемы отчуждения. О. выступает как фундаментальная установка экзистенциального "я. (духа), к-рая заключается в отчуждении духа от самого себя и выбрасывании его вовне (экстериоризации). "Объективация есть выбрасывание человека вовне, экстериоризация, подчинение условиям пространства, времени, причинности, рационализации. В экзистенциальной же глубине человек находится в общении с духовным миром и со всем космосом" (Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. С. 194). Др. фундаментальной установкой духа, противостоящей О., является творчество или самоуглубление духа (интериоризация). Хотя идея О., по существу, свойственна всему творчеству Бердяева, специально этой проблеме посвящена его кн. "Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация" (1947). В метафизическом смысле О. означает отчуждение подлинной человеческой природы вследствие ее пораженности первородным грехом. Гносеологически О. означает порождение неподлинного мира явлений, соответствующего кантовскому миру "вещей для нас", где результаты духовной активности человека приобретают формы пространства и времени, начинают подчиняться причинно-следственным отношениям и законам формальной логики. Т. обр., О. представляет собой не раскрытие, обнаружение духа, а, наоборот, его закрытие, обеднение, вынужденное проявление в искаженной форме. В результате О. человек оказывается в двойственном положении: как личность он остается в своей глубине носителем экзистенциального "я", образа и подобия Бога, как индивид он становится причастен миру природной и социальной необходимости. Мысль Бердяева перекликается здесь с мыслями западноевропейских экзистенциалистов о трагическом положении человека в безучастном, равнодушном к его существованию мире (ср. мир das Man  у М. Хайдеггера, мир, вызывающий "тошноту", у Ж. П. Сартра и др.). Сам Бердяев подчеркивает сходство этих идей: "Когда экзистенциалисты Хайдеггер, Сартр и др. говорят о выброшенности человека (Dasein) в мир и обреченности человека этому миру, то они говорят об объективации, которая делает судьбу человека безысходной, выпавшей из глубокой реальности" (Там же. С. 292). К сущностным характеристикам О., помимо экстериоризации ("овнешневления"), Бердяев относит "овременение", рационализацию, символизацию и социализацию. "Овременение" означает распад экзистенциального времени (времени внутренней судьбы человека) и образование времен космического и исторического, соответствующих двум осн. формам О. - миру природы и миру истории. Рационализация представляет собой превращение продуктов отвлеченной мысли в самостоятельные реальности, что является одним из источников рабства человека. Это относится в первую очередь ко всеобщим понятиям (универсалиям), из к-рых наибольшую критику Бердяева вызывает понятие бытия. В последовательной критике этого понятия Бердяев приходит к отрицанию онтологической традиции в философии, противопоставляя онтологии пневматологию как учение о мире, основанное на духовном опыте. Символизация означает, что мир О. не обладает самостоятельным существованием, а является отображением, "проекцией" духа. Наконец, социализация есть утрата подлинного общения между экзистенциальными субъектами и налаживание социальных контактов (поверхностного "сообщения" вместо экзистенциального "общения") в падшем, греховном мире. С социализацией тесно связана проблема познания в мире О., к-рое зависит от форм общения людей и от степени их духовной общности. Логическая общеобязательность, по мнению Бердяева, имеет социальную природу и связана с необходимостью установления принудительных связей в разобщенном мире. В отличие от Шестова, Бердяев подчеркивает, что не рациональное познание является причиной падшести мира, а наоборот, падшесть мира уже впоследствии раскрывается в рациональном познании. "Зло объективации, то есть ...отчужденности, безличности, не в науке лежит и не наукой порождено. "Объективная" наука не только нужна человеку, но и отражает логос в падшем мире" (Самопознание (Опыт философской автобиографии). М., 1991. С. 296). Преодоление О. связывается Бердяевым не столько со спасением, сколько с творчеством как "обнаружением избыточной любви человека к Богу", ответом его "на Божий зов, на Божье ожидание". Трагедией творчества в мире О. является несоответствие его результатов первоначальному замыслу. Направленное в своей основе на достижение новой, преображенной жизни, оно создает продукты культуры, к-рая является одной из форм О. и лишь символически указывает на духовный мир. В рус. философии близкую Бердяеву тему конфликта жизни и творчества развивал Степун. Трагизм человеческого творчества в мире О. ставит проблему смысла истории, к-рая понимается Бердяевым как конец объектного бытия и наступление Царства Божьего. Преодоление О., по его мнению, будет совершено совместными усилиями человека и Бога в богочеловеческом процессе, пока же человеку остается его творчество и эсхатологическая надежда.


Русская философия: словарь. — М.: Республика. . 1995.

Синонимы:

Смотреть что такое "ОБЪЕКТИВАЦИЯ" в других словарях:

  • ОБЪЕКТИВАЦИЯ — ОБЪЕКТИВАЦИЯ, объективации, мн. нет, жен. (филос.). То же, что объективизация. Объективация переживаний. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ОБЪЕКТИВАЦИЯ — (от лат. objectivus предметный) опредмечивание, превращение в объект; мыслительный процесс, посредством которого ощущение, возникающее как субъективное состояние, преобразуется в восприятие объекта (см. ИНТРОЕКЦИЯ ). Философия: Энциклопедический… …   Философская энциклопедия

  • объективация — ОБЪЕКТИВИРОВАТЬ, рую, руешь; анный; сов. и несов., что (книжн.). Воплотить ( ощать) в чём н. объективном, доступном восприятию. О. свой художественный замысел. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ОБЪЕКТИВАЦИЯ — наблюдение рассматривание, беспристрастное изучение, когда исследуемое явление или предмет ставятся как бы в отдалении, вне наших личных отношений к ним. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • объективация — сущ., кол во синонимов: 1 • объективизация (4) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • объективация —         ОБЪЕКТИВАЦИЯ приобретение чем либо внешней, объективной формы существования. Термин используется по отношению к чему то субъективному, психическому, либо по отношению к некой внутренней, имплицитной, скрытой сущности.         О.… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • объективация — и, ж. objectivation f. Обратим внимание на одно явление, изучаемое изследователями симптомов сомнамбулического сна и названного Шарлем Рише объективцией типов (objectivation des types) под влиянием внушенных идей. РМ 1888 5 2 43 …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • объективация — процесс и результат локализации образов восприятия во внешнем мире там, где расположены источники воспринимаемой информации. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

  • ОБЪЕКТИВАЦИЯ — акт проецирования вовне некоторых наших внутренних ощущений. Например, если я укололся, я тут же соотношу мой укол с какой то внешней причиной; если мне жарко, то, даже если моему соседу холодно, я говорю: «Здесь жарко». Переход от ощущения («Мне …   Философский словарь

  • Объективация — (от лат. objectum предмет)    одно из осн. понятий философии Бердяева, представляющее собой экзистенциальный вариант трактовки проблемы отчуждения. О. выступает как фундаментальная установка экзистенциального я (духа), к рая заключается в… …   Русская Философия. Энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «ОБЪЕКТИВАЦИЯ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»